«Я и мой ребенок»

Психология и Психотерапия семьи, ожидающей ребенка.
Возможные подходы и методы работы.

В периоды безмятежной жизни в матке
условия для ребенка почти идеальны,
однако некоторые физические, химические,
биологические и психологические факторы
способны всерьез их осложнить.
С. Грофф

Где «водятся» беременные… (наблюдения психолога и психотерапевта)
Пункт 1. Женская консультация. Беременность протекает в пределах нормы или с небольшими отклонениями (около 80%).
С того момента, когда женщина узнает, что она беременна, она совершенно неожиданно для себя открывает, что она... больна. Болезнью Современную Женщину награждают врачи, заводя на неё в женской консультации историю болезни с обидным и страшным, пугающе страшным в своей непонятности диагнозом: Беременность. Отныне ей вменяется денно и нощно блюсти и лечиться. Регулярно ходить в консультацию, высиживать долгие часы в очередях и духоте, томя и себя и своё многострадальное чадо, уже приносящее такие хлопоты, ещё и не родившись. То ли ещё будет? Конечно же, врач тоже человек. Но учили-то его патологии! Он и применяет данные ему знания в поиске симптоматики заболевания. Недаром эмоциональные французы говорят, что беременная женщина представляет из себя новый вид человека, ибо все физические константы её организма начинают "плыть". И невозможно диагностировать, нормален ли находящийся перед вами организм женщины. Единственный разумный критерий оценки благополучного состояния беременности должен считаться признак её хорошего настроения и самочувствия. Но что же это за признак, который нельзя пощупать руками и сдать его на анализ! И начинается морока с чуть ли не еженедельными сериями анализов. То кровь, то моча, то вена, то палец. А значит новые тяготы очередей, духоты и тоскливого ожидания очередной порции резкостей, бросаемых сквозь зубы. Ищем явные признаки заболевания, пытаясь его лечить. А из всех признаков - один растущий день ото дня живот, в котором растет и развивается будущий пациент, будущий хлеб и заработок вечно голодного медика. Если сам врач не нашёл патологии в вас или вашем ребёнке, то обязательно направит к узкому специалисту: может быть он чего найдёт!
Так и продолжается хождение усталой от забот, связанных с беременностью, женщины. И она постепенно начинает заболевать, заболевать той самой беременностью, которую она с таким трепетом ощутила в себе. Да и невозможно не заболеть, когда тебя каждый раз убеждают в собственной неполноценности, подкрепляя слова для их вящей убедительности "объективными" данными анализов, где всегда хоть что-нибудь да не в порядке: то гемоглобин, то белок в моче. Если вам восемь месяцев все говорят, что вы больны, неужели же вы и в самом деле не поверите в это? Женская консультация честно пытается лечить вас от вашей беременности консервативными методами. Прописываются витамины, запрещается излишнее употребление воды и соли, ограничиваются физические нагрузки, в том числе сама возможность посещать бассейны. Но эти методы профилактики заболевания, как это ни странно, не помогают. Женщина продолжает болеть. Логическим апофеозом этой болезни и является рождение такого беспомощного, хрупкого и тоже не всегда официально здорового ребенка.
Но самое парадоксальное, что большинство современных женщин давно считают, что такое положение вещей – это нормально! В процессе вынашивания, рождения, а подчас и воспитания своего ребенка им уготована пассивная роль и они с нею согласны. Мы, психологи и психотерапевты, вряд ли увидим их в своем кабинете.

Пункт 2. Курсы подготовки к родам. Беременность протекает без осложнений (около 10%).
Эту совсем небольшую в процентном соотношении часть беременных женщин (и их мужей зачастую!) составляют те, кто изначально взял на себя смелость считаться здоровыми и счастливыми на протяжении всей беременности, и ответственность за себя и своего еще нерожденного ребенка. В большинстве своем эти пары придерживаются так называемой концепции «сознательного родительства». В основе ее – положение, что ребенок еще в утробе матери, а уж тем более после рождения, во-первых, самостоятельная личность, требующая уважительного и внимательного отношения, во-вторых, физически вполне сформированное существо, обладающее от природы мощными жизненными ресурсами. И никто не может понять и почувствовать потребности ребенка лучше, чем сами родители. Чем они (то есть родители) вполне успешно и занимаются, как в первые девять месяцев, так и после рождения своего уважаемого и практически всегда здорового чада.
К психологии такие пары относятся с должным уважением. В первую очередь им интересны психологические аспекты беременности и родов, изменения взаимоотношений между супругами во время беременности, психологические особенности развития новорожденного и его взаимоотношений с окружающим миром. В психотерапевтической работе нуждаются редко.

Пункт 3. Стационары. Медицинские и медико-психологические центры. Осложненная беременность. (около 10%).
Места преткновения «проблемных» беременных, тех, кто лежит на сохранении в больнице; тех, у кого практически с первых недель беременности не все в порядке. Причем, как показывает практика, проблемы медицинского характера практически всегда сочетаются с психологическими. По моим насущным наблюдениям, такие женщины (и их семьи) острее всего нуждаются в психологической и психотерапевтической помощи, и, в большинстве случаев, именно они и оказываются нашими клиентами.

Стадия жизненного цикла семьи, ожидающей ребенка. Описание кризиса.
Беременная семья - стадия перехода?
При попытке классификации семьи, ожидающей первого ребенка по стадии жизненного цикла, мы практически всегда сталкиваемся с вопросом: «А куда ее собственно относить-то? То ли к фазе без детей, то ли уже к следующей…
Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл вспомнить некоторые особенности первой стадии. Итак,
- Фаза без детей или фаза молодой семьи.
Довольно большой процент обращений к психологу членов семьи на этой стадии связан с ощущением супругов, что заключив брак, они оказались в ловушке. Если цель брака – уход из родительской семьи, то, вступив в брак, молодые люди могут обнаружить, что раз они уже поженились, то цель брака достигнута, и основания для него исчезли.
Пара, только что вступившая в брак, встает перед множеством проблем. Ей необходимо установить оптимальный баланс близости/отдаленности, решить проблему семейной иерархии и областей ответственности. Вообще, в этот период членам диады надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек).
Еще один камень преткновения для молодой семьи – установление границ семьи, и в первую очередь, по отношению к своим родительским семьям.
Молодая пара должна установить территорию, относительно независимую от родительского влияния, а родителям, в свою очередь, необходимо изменить способы взаимодействия с детьми после того, как они создали свои собственные семьи.
И вот наступает момент, когда супруги вдруг осознают, что на самом деле они очень разные! Перед ними может впервые встать вопрос «А что же тогда мы делаем вместе?». В этой точке пара может начать бороться с различиями двумя основными средствами. 1) Любые различия можно стараться просто не замечать… Правда, тогда через какое-то время оказывается, что различия и противоречия существенно подросли и супруги с удивлением обнаруживают, что они постоянно находятся на грани ссоры. 2) Другим способом преодоления различий является силовая борьба. Тогда один из партнеров открыто пытается подчинить себе партнера или манипулировать им.
Но вот семья уже ждет своего первого ребенка. В этой точке важно понять, с какой успешностью супруги решили (и решили ли?) проблемы, вставшие перед ними на стадии становления отношений (фаза молодой семьи). Если стабилизация отношений произошла и большинство проблем успешно преодолены, то забеременев, семья вступает в «девятимесячную программу подготовки» к следующей фазе (Рождение детей и взаимодействие с ними). Это идеальный вариант.
Важно еще помнить, что рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядь и теть с обеих сторон. Меняется процедура нанесения визитов. Семьи могут ссориться из-за того как назвать ребенка, как его воспитывать. Брак, который родительскими семьями рассматривался как временный, часто с рождением ребенка и даже с момента беременности им, признается свершившимся фактом и принимается! При этом, каждый последующий ребенок, рожденный в семье, изменяет общую ситуацию.
Вернемся к нашей паре. Если большинство проблем первой стадии не решены и супруги находятся в состоянии «борьбы с различиями друг друга», то беременность женщины в этот момент может рассматриваться как способ стабилизации непростроенных еще отношений или как способ борьбы за свои права в семье.
Тогда с началом беременности, «беременная» супружеская пара может рассматриваться как треугольник, и анализ семейной ситуации можно сделать, рассматривая механизмы функционирования структуры треугольника.
Наличие треугольника (возникновение беременности) позволяет:
- Достигнуть оптимального уровня близости/отдаленности между супругами. То есть когда отношения в паре стали или чересчур интенсивными или чересчур дистантными;
- Получить инструмент силового давления на одного из супругов (практически всегда – на мужа);
- Уйти от внутренних проблем супружеской пары, которая теперь может сплотиться по отношению к состоянию будущей мамы и по отношению к будущему ребенку.

Рассмотрев выше возможные функции появившейся беременности, мы подошли к очень важному вопросу: «Зачем людям дети?»

Мотивации для рождения ребенка
Если не вдаваться в тонкости, то беременность бывает желанная или нежеланная.
Если она желанная, то мотивов у нее может быть несколько.
Во-первых, это рождение ребенка ради самого ребенка. Чтобы он появился на свет, чтобы был счастливым.
Во-вторых, рождение ребенка для себя. Чтобы получать и отдавать любовь, знания, опыт. Чтобы получить уникальный опыт материнства (беременности, родов, грудного вскармливания).
В-третьих, рождение ребенка как социальный заказ. Когда ребенок нужен как наследник, как продолжатель рода, как долгожданный внук.
Еще одна мотивация для рождения ребенка – это ребенок как средство для достижения какой-либо цели. Например, для получения материальных благ; для привязывания мужчины; для нормализации отношений между супругами и т.п.
Возможно, часть этих мотивов со стороны покажутся безнравственными, но тем не менее, они реальны, серьезны и во множестве случаев приводят к беременности и рождению ребенка.
Если же случилось так, что беременность для женщины нежеланна, то события могут развиваться двумя путями. Во-первых, нежеланный ребенок может быть абортирован. Во-вторых, он может быть оставлен.

Причины сохранения нежелательной беременности.
1. Беременность в принципе желанна, но наступила несвоевременно или по другим причинам оказалась «неправильной».
В этом случае женщина хочет ребенка, но обстоятельства в конкретный момент жизни препятствуют сохранению беременности, и в результате возникает болезненный внутренний конфликт: отказаться от материнства, прервать начинающуюся жизнь ребенка (именно так в данном случае расценивается аборт) - или потерять что-то очень важное, нарушить, а то и разорвать отношения с близкими людьми и т.п. Обстоятельства, мешающие сохранить беременность, могут быть очень разными.
2. Беременность запланированная, то есть вроде бы желанная, но она нужна для чего-то, не связанного с самим ребенком.
Такая беременность внешне выглядит как желанная (ведь заранее к ней готовились, ее специально «делали» или хотя бы ожидали). Но нужна эта беременность не столько для рождения ребенка, сколько для каких-то иных целей: чтобы скрепить семью или создать ее (как известно, способ почти беспроигрышный), иногда просто «пора уже», а может быть - чтобы «здоровье поправить» (даже врачи советуют!)… В семье есть дочка (или две!), а мужу необходим «наследник»… Возможно, что несколько позже рождение ребенка будет затруднено жизненными обстоятельствами, а сейчас - самое время, так что нечего тут раздумывать о своих чувствах, надо делать то, что «надо»… Да и вообще, ребенка надо родить, чтобы быть «как все»…
3. Беременность нежеланная, но прервать ее невозможно.
Такая беременность чаще всего случайна, но может быть и вполне закономерной. Начнем со случайной. Можно назвать несколько причин, по которым женщина такую беременность сохраняет. Чаще всего это отношения с близкими людьми. Муж мечтает о ребенке, аборта не простит никогда… У матери строгие взгляды: «Сделаешь аборт - прокляну!» (это, надо сказать, нередкий случай в практике врачей и психологов)… Собственные убеждения или мнение «авторитетов» (наставников, священников и т.п.) не позволяют решиться на аборт… Ну и, конечно, состояние здоровья, не позволяющее делать аборт (или случай, когда прерывание беременности грозит бесплодием). Может быть и такое: возраст уже «поджимает», и если не сейчас - то, видимо, уже никогда. И раз уж так получилось…
Возможна и такая ситуация: женщина не готова к материнству, вообще не очень хочет иметь детей (как сказала одна мама взрослой дочери, «ведь есть женщины, которые вполне счастливы и без этого, не в каменном же веке живем, теперь много других способов стать счастливой»). Чаще всего такая женщина считает, что рождение ребенка - это конец ее собственной независимой и столь ценной для нее жизни, она не представляет, как можно делить себя между материнством и другими сферами своей жизни.
Во всех этих случаях женщина оказывается в своеобразной западне: беременность застает ее врасплох, но деваться ей некуда. В связи с этим возникает два исключительно важных вопроса: как переживания женщины, вынашивающей нежеланную (признается она себе в этом или нет) беременность, сказывается на самой женщине (течении ее беременности) и на ребенке (его развитии в утробе матери и его физическом и психическом здоровье после рождения).

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на ее течении?
Наша нервная система, подобно ставке главнокомандующего во время боевых действий, призвана на основе анализа внешних и внутренних, психологических, условий жизни решать, подходит ли текущая ситуация для выполнения тех или иных жизненных задач или надо сначала переждать опасность и неблагоприятные обстоятельства. Как мы видели, вынашивание нежеланной беременности всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями. Излишняя тревожность, неуверенность, психологические проблемы вызывают к жизни комплекс ощущений, аналогичный состоянию человека при сильной опасности. Нервная система «не знает» ни самих причин, ни нашего истолкования их. Она «знает» только одно: что-то неладно. Из «ставки главнокомандующего» поступает сигнал: «опасность!». В организме начинают развиваться процессы, по сути представляющие собой реакцию на стресс, опасность, что никак не может способствовать спокойному течению беременности. Любой наш внутренний конфликт-протест, пусть и неосознанный (и очень часто неосознанный), направляет потенциал организма на избавление от источника негативного раздражения (в данном случае негативный фактор выражается в тягостных мыслях и переживаниях, источник которых - беременность). Результат - патологическое течение беременности в любом из возможных вариантов, но с одним и тем же смыслом: нежеланная беременность должна прерваться!

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на ребенке?
При состоянии тревоги, стресса происходит нарушение кровообращения, в результате снабжение плода кислородом и питательными веществами ухудшается. Если это кратковременные эпизоды, а между ними достаточно длительные «передышки», то опасность невелика. Если же такие состояния постоянны или слишком часты, то, конечно, нарушения в развитии ребенка вполне вероятны. В результате ребенок рождается ослабленным, физиологически незрелым, а при постоянных и сильных стрессах или длительном угнетенном состоянии матери может даже появиться на свет раньше положенного времени. Кроме того, стрессы снижают иммунитет, и мама с малышом оказываются безоружными перед инфекциями и другими вредными воздействиями. Конечно, такой ребенок после рождения имеет больше проблем, чем желанный. Так что в отношении физического развития малыша все достаточно ясно. Сложнее обстоит дело с его психикой.
В первом триместре еще только создаются органы чувств и те отделы нервной системы, с помощью которых можно ощущать и переживать определенные эмоциональные состояния, соотносить их с конкретными событиями (читай - состоянием материнского организма, переживаниями матери и некоторыми «сигналами» извне, например звуками). Пока все это не сформируется, ребенок не может реагировать на отдельные стимулы, а тем более на чувства и мысли матери.
Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда все органы чувств у ребенка уже сформированы, когда малыш приобретает способность чувствовать и переживать. Во втором триместре ребенок слышит (реагирует на громкий шум, звук маминого голоса), видит (отворачивается в утробе от света, направленного на живот). Если родители ссорятся и говорят громкими, раздраженными голосами - он сворачивается, прикрывая головку руками, или бьет ножками. Под нежную гармоничную музыку расслабляется, засыпает. Все это означает, что ребенок уже может «сопоставить» особенности материнского состояния (изменение ритма биения ее сердца, шума кровотока в сосудах, напряжение мышц, стиль движений, дыхание, голос) с тем, что происходит с ним самим. Представим себе такую, например, ситуацию. Весь комплекс родительских негативных реакций и их последствий (недостаток кислорода и неудобство положения тела - мама напряглась, ее мышцы сжались, кровь плохо проходит через пуповину; мамины «стрессовые» гормоны, попадающие с кровотоком в мозг ребенка; резкий голос папы или другое воздействие извне) возникает в ответ на прикосновение малыша к внутренней стенке своего «домика» - матки? Получается, «думает» (точнее - чувствует, знает) малыш, что это ответ на факт моего существования, на мое прикосновение к маме, которое ей неприятно (мешает, страшно, тревожно и т.п.). Если подобные ситуации постоянны, то у ребенка может сформироваться устойчивое ощущение: в мире плохо, тревожно, надо искать от него защиты. А вот это уже может повлиять и на будущее отношение этого - пока еще не родившегося - человека к жизни, если, конечно, после рождения такое отношение будет подтверждаться и усугубляться соответствующими действиями и реакциями мамы. И опять же, только она сможет потом исправить ситуацию, не давая ребенку этих подтверждений. Так что в данном случае важны не столько сами события беременности, сколько их продолжение после рождения ребенка.

И главный вопрос: ЧТО В ЭТИХ СЛУЧАЯХ ДЕЛАТЬ?
А вот на этот вопрос в двух словах не ответить. Переживания женщин, вынашивающих нежеланную беременность, во многом сходны, влияние их на течение беременности и развивающегося ребенка - тоже, но ведь причины-то каждый раз разные! Симптомы «лечить» практически бесполезно - надо искать источник «болезни» и работать с ним. Ведь с помощью новейших методов (медикаментозных и психологических - вплоть до гипноза!) можно привести беременную женщину в более или менее удовлетворительное состояние, но этими методами ничего нельзя сделать с самой жизненной ситуацией, из-за которой такое отношение к беременности и материнству у этой женщины возникло.

Конечно, надо изменить само отношение мамы к своей беременности, ребенку, к себе и своим жизненным обстоятельствам, найти только для нее одной подходящий, всегда единственный и уникальный путь решения проблемы.

Возможная проблематика и направления работы

Психологическая модель работы:
– ознакомление с физиологическими аспектами протекания беременности и связанными с ними изменениями в данный период;
– предоставление будущей матери информации о возможных эмоциональных и поведенческих особенностях, характерных для женщин, в период вынашивания ребенка;
– прояснение актуальных желаний и ожиданий в отношении своей жизни и жизни будущего ребенка (построение прогностического сценария всеми членами семьи в период ожидания ребенка – важный аспект психотерапевтической работы; плюс анализ отношения к будущему ребенку через работу с ожиданиями в отношении пола);
– рассмотрение ситуаций, складывающихся при взаимодействии с близкими значимыми людьми (обязательна проработка диадических отношений “Я и моя мама”);
– помощь в осознании своих чувств и личностных конфликтов ( возвращение к состоянию Я-ребенок как источнику материнской интуиции; научение заботе о себе);
– работа с фобиями (собираем “коллекцию материнских страшилок”);
– телесно и личностно-направленное проигрывание ситуаций собственных родов и родов своего ребенка (психокоррекционная работа с ложными установками, диагностика психологического протекания беременности);
– отрабатывание умения принимать решения (написание открытого письма акушеру-гинекологу с вербализацией ожиданий в отношении медикаментозного ведения родов, присутствия отца будущего ребенка, первых минут общения с малышом, грудного вскармливания и т. п.);

Конечно же, данная работа основывается в первую очередь на знании специалистом психологических и физиологических особенностей протекания беременности на различных ее сроках:

I триместр
Физиологическая часть: Самый трудный участок дистанции - первые три месяца. В этот период закладываются все органы и системы ребенка. Позже их надо будет «растить», а на данном этапе - именно строить, делать каркас и все необходимые детали. Если вдруг что-то не получится, то дальше нечего и продолжать. Поэтому именно в первой трети беременности включаются «аварийные» системы, работающие по принципу «все или ничего». Если «все» - то развитие ребенка продолжается, если «ничего» - прекращается и организм женщины возвращается «на исходную позицию» (беременность прерывается и начинается подготовка к следующему циклу). «Аварийная система» может включиться и для реагирования на внешнюю угрозу: если психика дает сигнал опасности в форме устойчивой тревоги, депрессии и т.п. Однако, это должны быть условия, прогнозируемы как устойчивые в своей вредоносности для рождения и воспитания ребенка. Кратковременные неполадки (быстро проходящие и не повторяющиеся регулярно стрессы и депрессивные эпизоды) нервная система игнорирует, расценивая их как капризы беременной женщины. Некоторые неприятные физические ощущения (тошнота, головокружение и т.п.) в данном случае серьезными причинами для беспокойства не являются.
Психологическая часть: Беременность – революционная ситуация и организм должен ее принять. Наличие/отсутствие токсикоза – тест на принятие мамой своего ребенка, на готовность мамы к беременности. – результат психической дисгармонии.
Выкидыш может быть не только, если клетка «больная», но и если организм считает, что он не в состоянии выносить беременность (аналогия с зачатием).
В это время меняются взаимоотношения в паре – происходит смена ролей. Муж в семье становится отцом; женщина должна стать ребенком! (плаксивость, зависимость от мужа, восприятие мира широко открытыми детскими глазами).

II триместр
Физиология: К четвертому месяцу ситуация резко меняется. Теперь самая трудная часть дистанции пройдена и есть полный смысл позаботиться об успешном прохождении остальных этапов. Поэтому надо помочь маме не расстраиваться по пустякам и беречь силы для бурного роста малыша. А ему уже нужна не только пища физическая, но и психическая. Он уже снабжен органами чувств и жаждет впечатлений. Одного стука сердца и бурчания в животе мамы, кстати очень напоминающего мурлыканье кошки, уже явно недостаточно. И природа (в форме работы нейро-гуморальной системы) позаботилась об этом. Мама теперь себя очень бодро чувствует, с удовольствием поглощает «хлеб и зрелища» за двоих. Хорошее самочувствие и эмоциональное состояние помогает матери выполнить еще одну важнейшую ее функцию: дать понять ребенку, что он любимый и самой почувствовать эту любовь к нему. Причем для этого совершенно не обязательно сознательно адресовать свои эмоции ребенку. Вполне достаточно переживать приятные ощущения во время шевеления ребенка и уметь возвращаться от кратковременных неприятных впечатлений к устойчивому положительному состоянию (что и происходит, когда самочувствие бодрое и жизнь вокруг прекрасна). А малыш уж сам сумеет понять, что раз все хорошо вокруг и особенно тогда, когда я вступаю в контакт с мамой (дотрагиваюсь до нее изнутри) - значит это мир вполне подходит для того, чтобы в нем жить. А уж если мама умеет успокоить меня, подсказать (своими движениями и эмоциями), что неприятности скоро закончатся - то мир просто прекрасен, совсем не опасен и очень интересен.
В это период мало что может помешать успешному развитию беременности, разве что только очень серьезные внешние причины, которые могут привести к невозможности для матери осуществлять заботу о ребенке после рождения. Повторим, что нервная система, которая эти причины «отслеживает», узнает о них по устойчивым негативным переживаниям женщины. Раз эти переживания слишком сильные и/или длительные, то ситуация для будущей мамы неблагоприятная. И здесь очень важно, что только сама женщина знает, справится она с этой ситуацией, или нет. Ведь только мы сами можем решить, что для нас важнее, какой сделать выбор, от чего и в пользу чего мы можем отказаться, сколько сил и времени затратить для достижения разных целей. Все эти коллизии отражаются в форме устойчивых эмоциональных переживаний. А для «главного координатора» критерий один: если мама слишком тревожится или огорчается, то не справится. И нервная система «слушается» и может принять решение, которое всегда будет «в пользу мамы» (прерывание беременности как способ сохранить женщину для следующей попытки в более подходящих условиях).
Психология: Время самого гармоничного отношения в супружеской паре. Наступление партнерских отношений (даже если их не было раньше).
Во время беременности женщина очень легко может научиться делать что-то новое руками: рисование, вязание, вышивание, шитье (происходит увеличение творческого потенциала). На Руси готовить приданое для ребенка всегда было хорошей традицией и приметой. Когда мама что-то делает для своего не рожденного еще ребенка, она лишний раз думает о нем, о себе, о своей беременности. В это время делают обереги.

III триместр
Физиология: Такое положение сохраняется почти до конца беременности. Но когда уже до первого рубежа (родов) остается немного, то назад пути нет. После 28 недель ребенок может выжить вне организма матери (без специальных технологий, поддерживающих дыхание и кровообращение). Конечно, преждевременное рождение не желательно. Поэтому со стороны нейро-гуморальной системы осуществляется необходимая поддержка: женщина становится менее подвержена резким перепадам эмоций, у нее снижается активность: физическая - потому что ребенок большой и носить его становится тяжело, и психическая (уже ничего не хочется делать, все, что не относится к самой женщине и ребенку, ее мало волнует). Нервная система может отреагировать только на совсем уж выходящие из ряда вон события. Однако, все-таки может. Принцип «сохранить мать» остается всегда, пока ребенок не вырастет и не сможет заботиться о себе сам.
Психология: Жена становится матерью для всего семейства (мощной, большой, как физически, так и энергетически). Все больше удельный вес инстинктов. Максимальна интуиция. После 7 месяцев беременности интеллект только мешает! Если мама дописывает диссертацию, руководит организацией, то рожать ей будет тяжело. Не будет времени и возможности погрузиться в животное состояние.

Психотерапевтическая модель работы. Цели семейной психотерапии:
- Помощь семье в разрешении соответствующих задач и требований жизненного цикла и обеспечение успешного перехода на следующую стадию развития семьи.
Другими словами говоря, терапевт должен помочь супругам разрешить их межличностные проблемы (друг с другом или с родительскими семьями) без привлечения к их решению еще нерожденного ребенка.
- Изменения в структуре семьи.
- Изменение характера коммуникаций.
- Работа с семейной историей.
Цели терапии, следующие из анализа семейной истории, говорят о необходимости: 1) создания условий для дифференцированности между членами семьи; 2) прерывания дисфункциональных паттернов, взятых из родительских семей, а не передача их в новое поколение; 3) вынесения на поверхность важных «незаконченных дел» членов семьи (например, прерванного беременностью процесса горевания); 4) перестройки текущих взаимоотношений с членами распространенной семьи; 5) переопределения семейного функционирования с точки зрения расширенной семейной перспективы.
Одним из основных методов работы с семейной историей является генограмма семьи. Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях. В нашем случае, максимальное внимание уделяется построению вертикальной ветви будущей мамы. Это связано с частой передачей основных паттернов, в том числе и паттернов материнства и родительства вообще, именно по женской линии. Моменты сбора первичной информации, разговоры с хранителями истории семьи (бабушками, тетями и пр.), графическое отображение своей семейной истории для беременной женщины очень терапевтичны. А сам метод генограммы безопасен для будущей мамы, в отличие, скажем, от Расстановок, делать которые с беременными ни в коем случае нельзя! Так же, как и трансовые техники. Иначе вероятность угрозы потери ребенка становится очень большой.


Возможная компановка раздатки:

Стадия жизненного цикла семьи, ожидающей ребенка. Описание кризиса.
Беременная семья - стадия перехода?
При попытке классификации семьи, ожидающей первого ребенка по стадии жизненного цикла, мы практически всегда сталкиваемся с вопросом: «А куда ее собственно относить-то? То ли к фазе без детей, то ли уже к следующей…
Чтобы ответить на этот вопрос, имеет смысл вспомнить некоторые особенности первой стадии. Итак,
- Фаза без детей или фаза молодой семьи.
Довольно большой процент обращений к психологу членов семьи на этой стадии связан с ощущением супругов, что заключив брак, они оказались в ловушке. Если цель брака – уход из родительской семьи, то, вступив в брак, молодые люди могут обнаружить, что раз они уже поженились, то цель брака достигнута, и основания для него исчезли.
Пара, только что вступившая в брак, встает перед множеством проблем. Ей необходимо установить оптимальный баланс близости/отдаленности, решить проблему семейной иерархии и областей ответственности. Вообще, в этот период членам диады надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек).
Еще один камень преткновения для молодой семьи – установление границ семьи, и в первую очередь, по отношению к своим родительским семьям.
Молодая пара должна установить территорию, относительно независимую от родительского влияния, а родителям, в свою очередь, необходимо изменить способы взаимодействия с детьми после того, как они создали свои собственные семьи.
И вот наступает момент, когда супруги вдруг осознают, что на самом деле они очень разные! Перед ними может впервые встать вопрос «А что же тогда мы делаем вместе?». В этой точке пара может начать бороться с различиями двумя основными средствами. 1) Любые различия можно стараться просто не замечать… Правда, тогда через какое-то время оказывается, что различия и противоречия существенно подросли и супруги с удивлением обнаруживают, что они постоянно находятся на грани ссоры. 2) Другим способом преодоления различий является силовая борьба. Тогда один из партнеров открыто пытается подчинить себе партнера или манипулировать им.
Но вот семья уже ждет своего первого ребенка. В этой точке важно понять, с какой успешностью супруги решили (и решили ли?) проблемы, вставшие перед ними на стадии становления отношений (фаза молодой семьи). Если стабилизация отношений произошла и большинство проблем успешно преодолены, то забеременев, семья вступает в «девятимесячную программу подготовки» к следующей фазе (Рождение детей и взаимодействие с ними). Это идеальный вариант.
Важно еще помнить, что рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядь и теть с обеих сторон. Меняется процедура нанесения визитов. Семьи могут ссориться из-за того как назвать ребенка, как его воспитывать. Брак, который родительскими семьями рассматривался как временный, часто с рождением ребенка и даже с момента беременности им, признается свершившимся фактом и принимается! При этом, каждый последующий ребенок, рожденный в семье, изменяет общую ситуацию.
Вернемся к нашей паре. Если большинство проблем первой стадии не решены и супруги находятся в состоянии «борьбы с различиями друг друга», то беременность женщины в этот момент может рассматриваться как способ стабилизации непростроенных еще отношений или как способ борьбы за свои права в семье.
Тогда с началом беременности, «беременная» супружеская пара может рассматриваться как треугольник, и анализ семейной ситуации можно сделать, рассматривая механизмы функционирования структуры треугольника.
Наличие треугольника (возникновение беременности) позволяет:
- Достигнуть оптимального уровня близости/отдаленности между супругами. То есть когда отношения в паре стали или чересчур интенсивными или чересчур дистантными;
- Получить инструмент силового давления на одного из супругов (практически всегда – на мужа);
- Уйти от внутренних проблем супружеской пары, которая теперь может сплотиться по отношению к состоянию будущей мамы и по отношению к будущему ребенку.

Рассмотрев выше возможные функции появившейся беременности, мы подошли к очень важному вопросу: «Зачем людям дети?»

Мотивации для рождения ребенка
Если не вдаваться в тонкости, то беременность бывает желанная или нежеланная.
Если она желанная, то мотивов у нее может быть несколько.
Во-первых, это рождение ребенка ради самого ребенка. Чтобы он появился на свет, чтобы был счастливым.
Во-вторых, рождение ребенка для себя. Чтобы получать и отдавать любовь, знания, опыт. Чтобы получить уникальный опыт материнства (беременности, родов, грудного вскармливания).
В-третьих, рождение ребенка как социальный заказ. Когда ребенок нужен как наследник, как продолжатель рода, как долгожданный внук.
Еще одна мотивация для рождения ребенка – это ребенок как средство для достижения какой-либо цели. Например, для получения материальных благ; для привязывания мужчины; для нормализации отношений между супругами и т.п.
Возможно, часть этих мотивов со стороны покажутся безнравственными, но тем не менее, они реальны, серьезны и во множестве случаев приводят к беременности и рождению ребенка.
Если же случилось так, что беременность для женщины нежеланна, то события могут развиваться двумя путями. Во-первых, нежеланный ребенок может быть абортирован. Во-вторых, он может быть оставлен.
Как показывает многолетняя акушерско-гинекологическая практика, сохраненная нежелательная беременность практически всегда проистекает с осложнениями.

Возможная проблематика и направления работы

Психологическая модель работы:
– ознакомление с физиологическими аспектами протекания беременности и связанными с ними изменениями в данный период;
– предоставление будущей матери информации о возможных эмоциональных и поведенческих особенностях, характерных для женщин, в период вынашивания ребенка;
– прояснение актуальных желаний и ожиданий в отношении своей жизни и жизни будущего ребенка (построение прогностического сценария всеми членами семьи в период ожидания ребенка – важный аспект психотерапевтической работы; плюс анализ отношения к будущему ребенку через работу с ожиданиями в отношении пола);
– рассмотрение ситуаций, складывающихся при взаимодействии с близкими значимыми людьми (обязательна проработка диадических отношений “Я и моя мама”);
– помощь в осознании своих чувств и личностных конфликтов ( возвращение к состоянию Я-ребенок как источнику материнской интуиции; научение заботе о себе);
– работа с фобиями (собираем “коллекцию материнских страшилок”);
– телесно и личностно-направленное проигрывание ситуаций собственных родов и родов своего ребенка (психокоррекционная работа с ложными установками, диагностика психологического протекания беременности);
– отрабатывание умения принимать решения (написание открытого письма акушеру-гинекологу с вербализацией ожиданий в отношении медикаментозного ведения родов, присутствия отца будущего ребенка, первых минут общения с малышом, грудного вскармливания и т. п.);

Психотерапевтическая модель работы. Цели семейной психотерапии:
- Помощь семье в разрешении соответствующих задач и требований жизненного цикла и обеспечение успешного перехода на следующую стадию развития семьи.
Другими словами говоря, терапевт должен помочь супругам разрешить их межличностные проблемы (друг с другом или с родительскими семьями) без привлечения к их решению еще нерожденного ребенка.
- Изменения в структуре семьи.
- Изменение характера коммуникаций
- Работа с семейной историей.
Цели терапии, следующие из анализа семейной истории, говорят о необходимости: 1) создания условий для дифференцированности между членами семьи; 2) прерывания дисфункциональных паттернов, взятых из родительских семей, а не передача их в новое поколение; 3) вынесения на поверхность важных «незаконченных дел» членов семьи (например, прерванного беременностью процесса горевания); 4) перестройки текущих взаимоотношений с членами распространенной семьи; 5) переопределения семейного функционирования с точки зрения расширенной семейной перспективы.
Одним из основных методов работы с семейной историей является генограмма семьи. Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи, по крайней мере, в трех поколениях. В нашем случае, максимальное внимание уделяется построению вертикальной ветви будущей мамы. Это связано с частой передачей основных паттернов, в том числе и паттернов материнства и родительства вообще, именно по женской линии. Моменты сбора первичной информации, разговоры с хранителями истории семьи (бабушками, тетями и пр.), графическое отображение своей семейной истории для беременной женщины очень терапевтичны. А сам метод генограммы безопасен для будущей мамы, в отличие, скажем, от Расстановок, делать которые с беременными ни в коем случае нельзя! Так же, как и трансовые техники. Иначе вероятность угрозы потери ребенка становится очень большой.

 

 
   
Hosted by uCoz