«БОС»
Несколько лет назад в России появилось еще одно направление
подготовки беременных женщин к родам – психофизиологический тренинг, основанный
на применении метода функционального биоуправления (ФБУ).
Что представляет собой метод функционального биоуправления, на чем он
основан?
Биоуправление – направленное изменение физиологических параметров организма
в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлении. Метод
функционального биоуправления, используемый для обучения необходимым навыкам,
основан на использовании феномена биологической обратной связи.
Биологическая обратная связь – это принцип лежащий в основе организации
самоуправления физиологическими функциями организма. Суть принципа биологической
обратной связи отражается в законе о том, что эффективность функционирования
биологической системы зависит от возврата информации о работе этой системы.
Например, все мы прекрасно знаем, что сложное движение (например, танцевальное
Па) намного проще сделать правильно, смотря при этом на себя в зеркало
и корректируя свои действия. По такому же принципу (обратной связи) миллионы
из нас ежедневно красят перед зеркалом глаза и подводят губы…
У любого человека можно зарегистрировать различные физиологические параметры,
например: величину пульса, силу мышечного напряжения, частоту дыхания,
электроэнцефалограмму, периферическую температуру и.т.д. Затем с помощью
специальной компьютерной программы идет преобразование сигнала в вид,
доступный для понимания и анализа конкретным человеком: это может быть
цветной столбик, изменение картинки, изменение музыкального тона или просто
приятная музыка и.т.д. Это все изображается на экране компьютера. У человека
появляется возможность идентифицировать свое внутреннее состояние с объективным
сигналом.
Например, женщину просят расслабиться, если у нее это получается, она
слышит приятную музыку, как только она теряет это состояние, музыка звучит
тише и ей необходимо снова найти состояния спокойствия для того, что бы
музыка зазвучала громче. То есть человек может не только сравнивать свои
субъективные ощущения с объективными данными в каждый конкретный момент
времени, но и изменять определенный физиологический параметр, а, следовательно,
и свое состояние в целом.
Применение ФБУ:
1. Коррекция психосоматического состояния. Стабилизация функционального
состояния (кровоснабжения органов малого таза, уменьшение общего и мышечного
напряжения, стабилизация артериального давления, улучшение выделительной
функции почек);
2. Коррекция нарушений психоэмоционального состояния;
3. Коррекция нарушений сна, уменьшение тревожности и страхов, повышение
стрессоустойчивости;
4. Психофизиологическое сопровождение лечения бесплодия, в том числе методом
ЭКО и ПЭ (дети из пробирки);
5. Сопровождение лечения климактерического синдрома;
6. Коррекция нарушений психоэмоционального состояния женщин после аборта;
подготовка к гинекологическим операциям и реабилитация после них.
Применение ФБУ в акушерстве:
1. Комплексная психофизиологическая подготовка к родам:
Формирование эмоционального настроя на роды, повышение стрессоустойчивости;
Обучение дыханию и поведению во время родов; Обучение навыкам психоэмоциональной
релаксации и мышечного расслабления во время родов.
2. Коррекция психоэмоциональных нарушений у беременных: диагностика и
коррекция тревожного, депрессивного состояний, нарушений сна.
3. Коррекция психосоматического состояния беременных: сопровождение лечения
гестозов, состояний угрожающих выкидышей и преждевременных родов.
Все вышеперечисленные области применения метода функционального биоуправления
в акушерстве и гинекологии объединяет в себе программа «Амалтея».
«АМАЛТЕЯ» это авторская программа дородовой подготовки,
имеющая очень высокую эффективность благодаря абсолютно индивидуальному
подходу и использованию современных компьютерных технологий.
Программа представляет собой комплекс упражнений с использованием аппарата
обратной биологической связи “Амалтея 01”, направленный на обучение и
закрепление навыков релаксации и психологической устойчивости.
Автор программы и методики, ее непосредственной «мамой» является Ледина
Вероника Юрьевна, физиолог, медицинский психолог. Директор по науке научно-производственной
фирмы «Амалтея» г.Санкт-Петербург.
Родина программы – г. Санкт-Петербург.
Окончательно программа была создана в 1999 году.
Официально зарегистрирован первый патент в 1998г., остальные два в 2000г.
Рекомендована МЗ РФ для внедрения в практику в 2001 г.
С самого начала работы велась апробация методики на базе 18 роддома г.Санкт-Петербурга,
затем, в лаборатории клинической эмбриологии НЦ АГиП РАМН в г.Москве,
сейчас – почти полсотни клиник на территории РФ применяют эту программу.
На что направлена программа «АМАЛТЕЯ»?
Основополагающей задачей является обучение женщины не просто «правильным»
навыкам, а индивидуально соответствующим функциональному состоянию каждой
беременной и усвоение и закрепление их на уровне бессознательной «памяти
тела».
Об обучении каким именно навыкам идет речь?
• навыкам дыхания, расслабления, обезболивания для периода схваток;
• навыкам дыхания и мышечного напряжения в периоде потуг (профилактика
родового травматизма);
• навыкам саморегуляции психоэмоционального состояния женщин во время
беременности, формирования оптимального настроя на благополучное течение
беременности и естественный ход родов.
Одна из основных задач, которые решает данная методика – это обучение
женщин диафрагмально-релаксационному дыханию. Как известно, наше дыхание
непосредственно отражает состояние нашей нервной системы. Мы задерживаем
дыхание, когда боимся, часто и поверхностно дышим, когда волнуемся, глубоко
и спокойно дышим, когда нам хорошо. Этот механизм работает и в обратном
направлении: своим дыханием мы можем регулировать состояние нашей нервной
системы – прекращать мышечные спазмы, регулировать давление, успокаиваться.
Диафрагмально-релаксационное дыхание, что это?
Это дыхание «животом» с вдохом через нос и длинным, медленным выдохом
через рот. Брюшной тип дыхания улучшает кровоснабжение органов малого
таза, а также обеспечивает «кислородный комфорт» для мышцы матки и плода
при снижении числа дыханий и частоты сердечных сокращений, то есть это
экономичный тип дыхания, который позволяет снизить избыточную нагрузку
на сердечно-сосудистую систему, что особенно важно во время беременности
и в период родов. Такое дыхание поддерживает активное состояние дыхательных
мышц диафрагмы и брюшной стенки, благоприятно воздействует на работу почек.
Этим дыханием женщина будет пользоваться во время беременности в моменты,
когда ей нужно перестать волноваться; заснуть, расслабиться или снять
мышечные боли. Во время родов: на слабых схватках, между сильными схватками
для того чтобы максимально расслабиться, а также в послеродовой период
для того чтобы ускорить период восстановления, увеличить лактацию.
Компьютерная система и датчики: не вредно ли все это будущей маме?
Еще раз хочется отметить, что речь идет о «пассивных» датчиках, то есть
о диагностических, тех, которые могут передавать сигнал только в одну
сторону - от тела, где они закреплены к прибору, а от него к компьютеру.
Внешне такие датчики представляют собой кусочек липучки с прикрепленной
на нем металлической кнопкой, на которую и «защелкивается» проводок.
Что же касается компьютера, то по времени это всего лишь 30-40 мин. 2
раза в неделю.
Чему именно беременная женщина может научиться с помощью данного метода?
• Нормализовать свой сон;
• Эффективно снимать мышечные спазмы и головные боли;
• Избавиться от запоров.
• Эффективно бороться с болью на схватках.
Наша будущая мама самостоятельно снижает интенсивность и продолжительность
болевых ощущений. Это дает возможность сохранить силы для еще более важного
этапа родов – периода потуг или «изгнания плода».
• Правильно тужиться. Уметь направить силу потуги вниз, подталкивая малыша
к выходу; в кульминационный момент рождения, не причиняя вреда новорождённому.
Если рассмотреть субъективную оценку своих родов, женщинами, прошедшими
дородовую подготовку «Амалтея», можно отметить, что:
• они испытывают чувство спокойной сосредоточенности в родах;
• поддерживают контакт с ребенком в течение всего родового процесса;
• эффективно применяют навыки дыхания, обезболивания на схватках и расслабления
в промежутках между схватками;
• к периоду изгнания подходят с запасом физических сил;
• ощущают уверенность в правильности своего поведения и использования
навыков во время родов.
Каковы реальные результаты?
• существенно уменьшается длительность родового акта;
• снижается риск развития слабости и дискоординации родовой деятельности;
• сокращается частота гипоксий плода в родах;
• уменьшается количество случаев артериальной гипертензии у роженицы почти
в 4 раза;
• снижается количество травм мягких родовых путей женщины в 2,4 раза;
• Послеродовые осложнения наблюдаются в 3 раза реже.
Метод благотворно влияет на здоровье новорожденных. В 90-95% случаев акушеры
оценивают здоровье новорожденных малышей в 8-9 баллов по шкале Апгар.
Есть и отдаленные благоприятные последствия. Достоверное известно, что
все мамы, прошедшие подготовку «Амалтея», вскармливают грудью своих малышей
как минимум, до трехмесячного возраста, а очень многие – до шести месяцев
и дольше.
Самым главным своим достижением мы считаем тот факт,
что 98 % ПОДГОТОВЛЕННЫХ НАМИ ЖЕНЩИН ИСПЫТЫВАЛИ ВО ВРЕМЯ РОДОВ УВЕРЕННОСТЬ
В СВОЕМ ПРАВИЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ И ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ УМЕНИЙ
И НАВЫКОВ!
Главная задача, решаемая нами – обучение женщины навыкам саморегуляции,
усвоенным и закрепленным на уровне бессознательной «памяти тела». Именно
при таком условии возможно практически автоматическое воспроизведение
полученных умений в стрессовой ситуации родов. Практически это достигается
путем правильного (под контролем показателей её состояния) последовательного
многократного (около 8 раз) повторения будущей мамой ранее необходимых
упражнений. Как показывают научные исследования, такого количества повторений
достаточно, чтобы перевести выученный «головой» урок из знания – в умение,
то есть в «память тела».
Как стоится программа занятий, сколько их должно быть?
Курс психофизиологической дородовой подготовки «Амалтея» может включать
в себя от 8 до 12 занятий.
Занятия индивидуальны (присутствие мужей приветствуется) и проходят с
частотой 2-3 раза в неделю. Каждое занятие занимает около 1 часа.
Приблизительная программа занятий следующая:
1. Диагностика (1 сеанс, длительностью 1час). На этом занятии проводится
полная психофункциональная диагностика, которая даёт возможность составить
представление о физиологическом состоянии беременной женщины, оценить
ресурсы и психологическую готовность к родам, что позволит подобрать режим
подготовки к родам с учётом всех индивидуальных особенностей и потребностей
конкретной женщины.
В результате комплексной психофизиологической диагностики составляется
индивидуальный план подготовки к родам, для того чтобы результат был максимально
эффективным.
2. Постановка диафрагмально-релаксационного дыхания (от 2 до 5 занятий).
3. Подготовка к первому периоду родов (схватки). Обычно обучение правильному
поведению и дыханию в этот период родового процесса занимает 2-3 сеанса.
Использование в схватках навыков, которые женщина приобретает на этих
сеансах, позволяет создать хорошие условия для правильного процесса раскрытия
матки и является профилактикой дискоординации сократительной деятельности
матки и слабости родовой деятельности. Дыхание в периоды отдыха способствует
сохранению сил роженицы для периода изгнания, улучшает маточно-плацентарный
кровоток, что в свою очередь служит профилактикой гипоксии плода в родах.
4. Подготовка ко второму периоду родов (потуги) – также занимает 2-3 сеанса.
На этих занятиях идет обучение приёмам дыхания в режиме периода изгнания.
Использование этих навыков во время родов дает возможность ребенку благополучно
проходить родовые пути и является профилактикой детского и материнского
родового травматизма.
5. Заключительное диагностическое занятие (1 сеанс, продолжительность
1 час) – это своеобразный контроль за качеством выработанных навыков,
повторная диагностика, оценка динамики состояния женщины.
Кроме того, по результатам психологической и функциональной диагностики
на всех этапах подготовки возможно проведение дополнительных сеансов по
обучению мышечному и психоэмоциональному расслаблению.
|